Сегодня каждого человека окружает столько информации, как никогда в другое время. Информация сегодня охватывает все сферы жизни и деятельности людей в мире, а тот, кто владеет самой информацией - владеет и миром.
На самом деле, тяга к выявлению причинно-следственных связей у меня зародилась давно, когда я еще не видел в этом практического применения и для меня это было просто увлечение. Я либо анализировал уже сложившиеся ситуации, либо, предсказывая тот или иной вариант развития событий для себя, я проводил практический эксперимент, создавая для этого все условия. Сегодня на этом основана социальная инженерия, к которой у меня появился большой интерес после того, как я начал увлекаться компьютерами, программами, Интернетом, ну и разумеется - первыми попытками чего-нибудь взломать. Будучи неопытным с технической стороны, использование социальной инженерии для меня становилось единственным вариантом получения того, что мне нужно, но об этом в другом посте.
Не так давно, думая об общественном мироустройстве, пришел к выводу, что ни что так не страшно, как болезнь социального сознания. Как и любая болезнь, она провоцируется вирусом, и в данном случае - это социальные вирусы. Уже выведя для себя формулировку данного явления, я узнал, что не я первый использую данное определение, но оно и понятно, учитывая старость данного явления, а тем более, при существовании столь популярного термина как "вирусный маркетинг" - термин социального вируса просто обязан был появиться.
Для рассмотрения примеров - вспомним немного биологии. Как известно, человек окружен массой вирусов, которые не причиняют ему неудобств до тех пор, пока иммунная система человека в порядке. Но как только иммунная система человека ослабевает, он начинает болеть. Не сила вируса оказалась сильной, а силы иммунной системы оказались слабы. Так начинается грипп, простуда, ангина и любое другое вирусное заболевание разной степени тяжести. После чего, вирус вызывает дисфункцию того или иного органа или системы органов. Проще говоря, что то начинает работать не так.
Социальный вирус, в самом простом виде, так же проникает в разумы людей, в случае, если их разум оказался слаб по отношению к поступаемой информации. Если у человека ослабленно критическое мышление и избирательность информации - он потенциальная жертва такого вируса. Когда вирус оказывается в сознании человека, он так же начинает свои деструктивные действия (в большинстве случаев), вызывая в человеческом сознании те или иные мысли. Используя различные социальные вирусы, можно с большой вероятностью управлять настроениями, мировоззрениями и поведением различных социальных групп.
Говоря о группах, так же следует сказать, что не все люди чувствительны к различного рода биологических виросов. Из-за различных причин, некоторые люди могут быть не чувствительны к тому или иному роду вирусов, либо иметь к ним иммунитет, иногда врожденный или приобретенный. То же самое и с социальными вирусами - многие люди могут пропускать часть информации мимо ушей, лишь потому, что она им не интересна - таким образом, они являются не чувствительными к тому или иному роду информационных вирусов. Так, например, домохозяйку могут мало интересовать новости высоких технологий, и как следствие, она не станет активным участником того или иного сообщества в ЖЖ, либо пользователем Твиттера. Те же, кто постоянно сидит в Интернете, наверняка болели или болеют подобными социальными вирусами.
Порой бывает, что необходимо создать сильный и смертоносный вирус, который станет причиной целой эпидемии. В этом случае, необходимо сделать так, что бы ему были подвержены максимальное число людей. И в этом случае, необходимо, что бы человек во-первых, получил эту инъекцию, а во-вторых, его защитные реакции не сработали на полученную информацию. Биологические вирусы, для проникновения в человеческие клетки используют разные методы, и один из самых частых - это использование собственной белковой оболочки. По аналогии с ними, социальные вирусы так же могут использовать свою информационную оболочку, которая может казаться весьма гуманной, для доставки необходимой информации. Это может быть либо указание очевидных фактов, либо переход на личности, что сегодня с успехом используется в вирусном маркетинге, ведь "Все в восторге от тебя" (Maybiline) и "Ведь ты этого достойна" (Loreal). Причем, как я заметил, из-за большей эмоциональности женщин, и склонности к анализу всего - у мужчин, используются и разные методы вирусов. Для женщин акцент делается на эмоциональную сторону вопроса, у мужчин - на логическую, когда реклама сводится к большему упоминанию о плюсах и достоинствах рекламируемого товара. В рекламе внедорожника не будут подбирать десятки эпитетов, а просто скажут о полном приводе, объеме двигателя и прочих примочках. Но есть одна общая черта у обоих видов рекламы - это давление на эго человека.
Эго - это один из известных смертных грехов. Эгоистичные люди всегда выставлялись плохим примером для остальных, и быть эгоистичным - всегда считалось плохим качеством. На мой взгляд, как и во всем, нужна мера. Я допускаю проявление эгоизма, но лишь до порога чувства собственного достоинства. Все, что выше - является чрезмерным. Но и установка этого порога - это тоже может оказаться сложной задачей, ведь ни где не сказано, где кончается чувство собственного достоинства и начинается эгоизм.
Развитие эгоизма у людей - является выгодным, потому что через эго человека проще всего им управлять. Стоит только сказать, что он может оказаться не прав - и этот человек сделает все, что бы этого не произошло. Именно поэтому, в рекламе так часто делается акцент на то, что не товар сам по себе хорош, а он сделает лучше Вас, Ваших близких, детей и т.д. Что он сделан для Вас, а Вы без него - не совершенны. В этом случае, для доставки вируса в сознание, используется переход на личности, когда образ рекламируемого товара, проецируется на его потенциального покупателя. У людей, чей уровень критического мышления низок, а эгоизм просто зашкаливает - можно видеть неподдельные эмоции, относительно той или иной вещи, которую он наблюдает на экране телевизора.
В Интернете, так же часто используется противоположный метод донесения вируса до сознания - облить человека грязью. В этом случае, срабатывает защитная реакция организма - агрессия. Если кого-либо обозвали уродом, тогда ответом последует грубое высказывание в адрес оппонента. Это не редко становится движущей силой самого вируса. Всем известны сегодняшние провакационные видео-ролики в сети про "Мистера Фримена", про "Мировой заговор" и им подобные, а так же демотиваторы, где половина считает чуть ли не своим долгом, уделать дерьмом остальных, сделав очередную картинку в духе "А чего добился ты?", или "А тебе слабо?". Разжигание подобных споров, дискуссий и тому подобных разногласий - является хорошей движущей силой самого объекта спора. Как говорится: "Антиреклама - это тоже реклама".
Так же, мощным социальным вирусом, который реже используется в маркетинге - является создание романтического образа. В большинстве случаев, романтика подразумевает самопожертвование и пренебрежение собственными интересами, либо наоборот - необузданное веселье. Этот социальный вирус часто эксплуатируется в музыке, фильмах и другом творчестве. Одни фильмы пропагандируют отрешенный образ жизни, полный боли и депрессий, называя это романтикой, другие наоборот - отсутствие обязательств. Достаточно вспомнить "Брат" и "Брат 2" - насколько романтичными были созданы образы жестокости, хладнокровия, кочевого образа жизни и просто безразличия к ней. И полностью противоположная установка - "живи ярко, умри молодым", которая пропагандируется тем, кому первый депрессивный вариант оказался не по душе. Я не считаю, что романтика - это самопожертвование собой или своими интересами. Если так считают все остальные, тогда я, наверное, просто не романтик.
Говоря далее, хочется подвести итог, и определить главные критерии того, как происходит заражение социальных умов. Говоря о себе, моя реакция на любую поступившую информацию - это:
- Не принимать близко к сердцу и не верить на слово.
- Логический анализ, откуда пришла эта информация и каков ее настоящий смысл (а он часто бывает завуалирован)
- Кому выгодно, что бы я ее получил? Кто является ее источником?
- Целевая аудитория - присутствует ли она?
- На какие человеческие качества направленна эта информация? Вызывает ли она агрессию, эгоистичные побуждения и т.д.?
Я не хочу сказать, что нельзя никому верить. Верить можно и нужно, иначе параноиком можно стать, но всегда следует придерживаться старой пословицы: "Доверяй, но проверяй".
Комментарии